В евпаторийских библиотеках продолжается читательский марафон «Он написал целый русский театр» в честь 200-летия выдающегося драматурга Александра Островского. Очередные громкие чтения прошли в юношеской библиотеке им. И. Сельвинского.

   Монолог Глафиры – «бедной девицы», хитрой и расчётливой охотницы за богатым мужем – из комедийной пьесы «Волки и овцы» очень эмоционально прочитала молодая писательница Алёна Иванкова.

   Учащиеся старших классов Виктория Андреева (средняя школа №11), Анна Зеляк (средняя школа №16 им. С. Иванова), Юлия Решетник, Татьяна Гаржа и Евгений Цыкунов (средняя школа №17) и ребята из Евпаторийского учебно-воспитательного комплекса «Интеграл» продекламировали отрывки из пьес «Бесприданница», «Гроза», «Доходное место», «Бедность – не порок» и «Свои люди – сочтёмся».  

   «Он написал целый русский театр». Примечательно, что эта ёмкая и выразительная фраза принадлежит вовсе не восторженному современнику – поклоннику таланта Александра Островского, не литературному или театральному критику. Так охарактеризовал себя сам драматург! В ноябре 1869 года он написал письмо Николаю Некрасову, сообщил ему, что подготовил «довольно большую вещь» для журнала «Отечественные записки» (действительно, комедия «Бешеные деньги» была опубликована в журнале в следующем году), что сидит, «как и водится», без денег. В письме Островский, имевший большую семью, просит у Некрасова денег в долг – «в счёт будущих благ», сетует, что дирекция императорских театров никак не хочет назначить ему обеспеченного содержания. Драматург просит Некрасова похлопотать за него: «Просто скажите: пора сделать что-нибудь для Островского, он написал целый русский театр в 30 пьес и доставил сборов дирекции более миллиона. <…> ведь я честно трудился для театра 20 лет и служил ему всей душой».

   Масленица – древний языческий праздник и подразумевается, что с приходом и укреплением христианства в далёком десятом веке, Масленица, как и все языческие обычаи, должна была кануть в Лету. Но она выжила. Более того, она нашла довольно широкое воплощение в русской литературе. Многие писатели так или иначе прибегали к изображению Масленицы в своих произведениях. 

    Бывают на свете интересные истории с продолжением. Одна из них началась с того, что писатель Александр Николаевич Островский услышал русскую народную сказку о ледяной девочке и сочинил поэтическую сказку «Снегурочка» о любви и вечном возрождении природы. Как история одной сказки объединила множество талантливых людей? В чём смысл русской пословицы «Не всё коту масленица, будет и великий пост» и когда её используют? Об этом можно узнать из виртуальной литературно-этнографической «экспедиции» по произведениям А.Н.Островского, подготовленной Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина.

  В апреле 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения известного русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского.

  Александр Николаевич Островский занимает особое место в русской культуре. Уже при жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую, хотела видеть на сцене свою жизнь. Такие пьесы писал для них Островский. Он описывал жизнь героев глазами тех, кто трудится. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности. Чрезвычайно важна роль Островского и в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее, познавательное значение.

   В XIX веке Н. Островский был одним из самых крупных драматургов России. Общественность с интересом относилась к русской культуре. Администрация императорских театров затеяла постановку такого спектакля, который бы объединил и драматических артистов, и оперных певцов, и танцовщиков балета. Опираясь на разработки историка, литературоведа и собирателя фольклора того времени А. Н. Афанасьева, драматург создал сказочную пьесу. Тогда классика очень увлекала фольклористика, и он остановился на русской народной сказке про Снегурочку. Музыкальную часть пьесы А. Н. Островский возложил на молодого композитора П. И. Чайковского.

   Литературную работу над пьесой он закончил в своё пятидесятилетие – 31 марта 1873 года. Менее месяца потребовалось Чайковскому, чтобы завершить работу над музыкальным сопровождением пьесы. По словам композитора, он буквально не вставал с места. Создание музыкальных вариаций по народным песенным мотивам его всецело захватывало. Волшебная пьеса Островского ему очень нравилась, и музыка писалась легко. Прекрасным образом писатель и композитор поняли друг друга. Звучные стихи Островского чудесно дополнены искренней музыкой Чайковского.